В рамках реализации государственной политики в области повышения инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики продолжается работа по основным направлениям, связанным с совершенствованием законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности.
Осуществляется работа по поддержанию и улучшению благоприятного инвестиционного климата в республике.
Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 августа 2018 г. № 500-рп утверждена Инвестиционная стратегия Кабардино-Балкарской Республики до 2034 года, а также среднесрочный план мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии на 2021–2023 годы.
На период до 2024 года в республике планируется реализовать порядка 18 крупных инвестиционных проектов в ведущих отраслях экономики, в частности это сельское хозяйство, туризм, обрабатывающие производства и др., с общим объёмом инвестиций около 45,8 млрд руб. и созданием более 2 500 новых рабочих мест.
Из них в 2021 году продолжится реализация 4 крупных проектов общей стоимостью более 23,5 млрд рублей и планируется начало реализации 7 крупных проектов общей стоимостью более 20 млрд рублей.
Федеральное законодательство в сфере ГЧП, МЧП
Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 «О министерстве экономического развития Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1461 «О внесении изменений в положение о министерстве экономического развития Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1490 «Об осуществлении публичным партнером контроля за исполнением соглашения о государственно-частном партнерстве и соглашения о муниципально-частном партнерстве»
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1514 «О порядке проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества»
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1387 «О порядке направления публичному партнеру заявления о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве»
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1388 «Об утверждении правил рассмотрения публичным партнером предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства»
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1386«Об утверждении формы предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства»
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 1322 «Об утверждении правил проведения предварительного отбора участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве»
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1287 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909»
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 1309 «Об утверждении правил проведения уполномоченным органом переговоров, связанных с рассмотрением предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства на предмет оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества»
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1366 «Об утверждении перечня отдельных прав и обязанностей публичного партнера, которые могут осуществляться уполномоченными им органами и (или) юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами российской федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами»
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. N 134 «Об утверждении правил проведения уполномоченным органом переговоров, связанных с рассмотрением предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства на предмет оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2015 года .№ 888 «Об утверждении порядка мониторинга реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 894 « Об утверждении методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2015 г. N 863 « Об утверждении порядка проведения переговоров, связанных с рассмотрением предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, между публичным партнером и инициатором проекта»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2015 г. N 864 « Об утверждении порядка проведения предварительных переговоров,связанных с разработкой предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, между публичнымпартнером и инициатором проекта»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 мая 2014 г. N 266«Об утверждении методики расчета значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, в отношении которых минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за предоставление информации о достигнутых значениях показателей»
Федеральное законодательство в сфере концессии
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 739 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении аэродромов, зданий и (или) сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также объектов производственной и инженерной инфраструктур аэропортов»
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 673 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии»
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 744 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов железнодорожного транспорта»
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 747 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении гидротехнических сооружений»
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 138 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения»
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 671 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов образования»
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 748 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения»
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. N 90 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов»
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 319 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств»
Региональное законодательство в сфере ГЧП, МЧП, концессии
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 января 2016 года № 4-ПП «О внесении изменений в положение о министерстве экономического развития Кабардино-Балкарской Республики»
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 июня 2011 года № 173-ПП «Об инвестиционном фонде Кабардино-Балкарской Республики»
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 11 июля 2016 г. № 127-ПП «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики на этапе разработки и рассмотрения проектов государственно-частного партнерства»
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 августа 2016 г. № 155-ПП «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в отношении объектов, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, и о внесении изменения в Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики»
Перечень объектов (проектов), в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве
Предложения о реализации проектов ГЧП
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с ведущими деловыми объединениями Российской Федерации ежегодно проводит работу по полномасштабному внедрению Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Рейтинг проводится с целью оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, а также внедрения лучших практик по улучшению инвестиционного климата.
Национальный рейтинг рассчитывается по 4 направлениям: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства», сбор информации по которым осуществляется путём проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.
По результатам Национального рейтинга 2021 года, презентация результатов которого традиционно прошла на площадке Петербургского международного экономического форума, Кабардино-Балкарская Республика вошла в число 40 регионов, показавших рост интегрального показателя. Интегральный индекс инвестиционного климата КБР по сравнению с прошлым годом вырос на 17 пунктов, составив 250,2 балла. В Рейтинге все 85 регионов были распределены по 29 местам среди которых республика заняла 16 место.
На положительной динамике сказались, в частности, оценка качества дорожной сети, повышение эффективности организационных механизмов и государственной финансовой и нефинансовой поддержки бизнеса.
Стоит цель попасть в топ Рейтинга. По итогам 2021 года первые
12 мест разделили между собой 33 региона, среди которых представителей СКФО пока нет. Для этого планируется активизировать работу органов исполнительной власти по повышению качества, уменьшению сроков предоставления государственных услуг по выдаче разрешений на строительство, регистрации имущественных прав, подключению к электросетям и других, продолжить открытый диалог с предпринимательским сообществом по вопросам улучшения в республике условий для развития МСП и привлечения инвестиций.
Методология Национального рейтинга.
Министерством экономического развития Кабардино-Балкарской Республики начат приём заявок на включение новых инвестиционных проектов в сводный перечень новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета Кабардино-Балкарской Республики, высвобождаемые в результате снижения объёма погашения задолженности Кабардино-Балкарской Республики перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в 2022 году.
Основание проведения отбора:
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется реализация Плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению достижения значений целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017г. № 147-р.
В 2019г. распоряжением Правительства Российской Федерации 4 целевые модели Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности», «Эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации», «Эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами», «Качество инвестиционного портала субъекта Российской Федерации» признаны утратившими силу как достигнутые в полном объёме.
В связи с этим расчёт среднего процента внедрения целевых моделей на территории субъекта Российской Федерации за 2020 год осуществлялся на основании 8 целевых моделей.
По итогам годового ввода достижение значений целевых моделей по Кабардино-Балкарской Республике составило 89% (среднее значение по России – 88%), в том числе по моделям:
Получение разрешения на строительство и территориальное планирование – 86%;
Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества – 85%;
Постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества – 70%;
Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации – 93%;
Поддержка малого и среднего предпринимательства – 98%;
Технологическое присоединение к электрическим сетям – 80%;
Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения – 100%;
Подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения – 100%.
Распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021г. № 1139-р внесены изменения в распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017г. № 147-р, которыми утверждён новый перечень целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации:
«Получение разрешения на строительство»;
«Осуществление контрольной (надзорной) деятельности в субъектах Российской Федерации»;
«Поддержка малого и среднего предпринимательства»;
«Технологическое присоединение к электрическим сетям»;
«Подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения»;
«Подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества».
Уполномоченной организацией Кабардино-Балкарской Республики по сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в КБР по принципу "одного окна" является АО "Корпорация развития КБР"
e-mail: