Задача развития конкуренции во всех субъектах Российской Федерации поставлена Правительством Российской Федерации. Развитие конкурентной политики в регионе – один из ключевых инструментов достижения целей социально-экономического развития. Основной задачей органов государственной власти субъектов Российской Федерации является создание условий для формирования благоприятной конкурентной среды.
В целях обеспечения единых подходов к решению этой задачи в 2015 году распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2015 г. № 1738-р утвержден Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее – Стандарт, Стандарт развития конкуренции).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р утверждена новая редакция Стандарта.
Целью реализации Стандарта является установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики с учетом региональной специфики.
В соответствии с обозначенной целью задачами разработки и внедрения Стандарта в субъектах Российской Федерации является:
1. Наличие соглашения и (или) меморандума о внедрении в субъекте Российской Федерации Стандарта развития конкуренции между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, позволяющего реализовывать составляющие Стандарта развития конкуренции, достигать цели и соблюдать принципы внедрения Стандарта развития конкуренции
2. Наличие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного содействовать развитию конкуренции и осуществляющего функции и полномочия в соответствии со Стандартом развития конкуренции
2.1. Определение в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации должностных лиц с правом принятия управленческих решений, занимающих должности не ниже заместителя руководителя, ответственных за координацию вопросов содействия развитию конкуренции, с внесением соответствующих обязанностей в должностные регламенты таких должностных лиц
2.2. Проведение не реже 2 раз в год обучающих мероприятий и тренингов для органов местного самоуправления по вопросам содействия развитию конкуренции
2.3. Формирование рейтинга муниципальных образований в части их деятельности по содействию развитию конкуренции и по обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата
2.4. Наличие коллегиального органа по вопросам содействия развитию конкуренции, созданного при высшем должностном лице (руководителе высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, состав которого сформирован в соответствии со Стандартом развития конкуренции и проведение заседаний указанного коллегиального органа не реже одного раза в квартал
3. Проведение ежегодного мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации с развернутой детализацией результатов, указанием числовых значений и анализом информации в соответствии со Стандартом развития конкуренции
4. Наличие утвержденного перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации
5. Наличие плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации, утвержденного высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в соответствии со Стандартом развития конкуренции, на основе анализа результатов мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации
6. Наличие ежегодного, подготовленного и утвержденного в соответствии со Стандартом развития конкуренции доклада о состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации
7. Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в том числе:
7.1. Наличие межотраслевого совета потребителей при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации, сформированного в соответствии с требованиями Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 1689-р
7.2. Внедрение и (или) применение механизма технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий, а также крупных инвестиционных проектов с государственным участием, в том числе с учетом принятия необходимых правовых актов
7.3. Разработка мероприятий (в том числе в соответствии со Стандартом и с учетом приложения к нему), обеспечивающих достижение установленных результатов (целей), направленных на содействие развитию конкуренции, в том числе путем раскрытия информации, повышающей прозрачность деятельности субъектов естественных монополий
Информация о наличии объема свободной для технологического присоединения трансформаторной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше
отображение на географической карте Кабардино-Балкарской Республики ориентировочных мест подключения (технологического присоединения) к сетям территориальных сетевых организаций 110-35 кВ;
информация о количестве поданных заявок на технологическое присоединение;
информация о количестве заключенных договоров на технологическое присоединение;
информация о планируемых сроках строительства и реконструкции сетей территориальных сетевых организаций;
отображение на географической карте Кабардино-Балкарской Республики ориентировочных мест подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределительных станций;
информация о проектной мощности (пропускной способности) газораспределительных станций и наличии свободных резервов мощности и размере этих резервов;
информация о планируемых сроках строительства и реконструкции
газораспределительных станций в соответствии с утвержденной
инвестиционной программой – Программа развития газоснабжения и газификации Кабардино-Балкарской Республики на период 2021-2025 годы;
информация об услугах (подача заявки на технологическое присоединение, подача правоустанавливающих документов (по объекту, юридическому и физическому лицу, участку), подача заявки на заключение договора, расчет предположительной стоимости технологического присоединения, отслеживание (мониторинг) хода (статуса) технологического присоединения, заключение и получение договора о технологическом присоединении, внесение платежа по договору о технологическом присоединении, запись на прием для сдачи необходимой части документов на бумажном носителе) по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения, к электрическим сетям, к системам теплоснабжения, к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, оказываемых в электронном виде субъектами естественных монополий и ресурсоснабжающими организациями физическим и юридическим лицам.
7.4. Размещение информации с учетом Стандарта об осуществляемой в субъекте Российской Федерации деятельности субъектов естественных монополий, в том числе с помощью размещения ссылок на вышеуказанную информацию, на официальных сайтах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая информацию на интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации
Информация о деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий на территории КБР:
на официальном сайте исполнительного органа государственной власти КБР
на инвестиционном портале КБР
7.5. Размещение на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации в отдельном разделе информации о мерах и инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (включая отдельный подраздел для производителей сельскохозяйственной продукции), систематизированной по приоритетам развития субъекта Российской Федерации и видам деятельности, с указанием порядка получения указанной поддержки (в том числе в виде схемы) и показателей эффективности региональной программы, в рамках которой осуществляется эта деятельность
Информация о мерах и инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Информация о мерах и инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для производителей сельскохозяйственной продукции
Информация о мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
8. Информация о лучших практиках содействия развитию конкуренции, внедренных субъектом Российской Федерации в отчетном периоде (t), отобранных Межведомственной рабочей группой по вопросам реализации положений стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации по результатам реализации Стандарта в периоде t-2
9. Соглашения о проведении исследования межрегиональных границ товарных рынков и о сотрудничестве при проведении мероприятий по содействию развитию конкуренции
В целях усиления мер по дальнейшему развитию конкуренции и недопущению монополистической деятельности Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден «Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы».
В соответствии с Национальным планом в Кабардино-Балкарской Республике проводится работа по содействию развитию конкуренции.
Так, в соответствии с методическими материалами, разработанными ФАС России для реализации подпунктов «а» и «б» пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15 мая 2018 г. № Пр-817ГС по итогам состоявшегося 5 апреля 2018 г. заседания Госсовета РФ по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране, а также с учетом требований утвержденного в новой редакции распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2019 г. Стандарта развития конкуренции разработан План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике на 2019-2022 годы, утвержденный распоряжением Главы Кабардино-Балкарской Республики от 27 сентября 2019 года № 105-РГ. В План мероприятий («дорожную карту») включены 33 товарных рынка, определены ключевые показатели развития конкуренции и мероприятия для их достижения по каждому товарному рынку. В перечень товарных рынков вошли рынок легкой промышленности, рынок реализации сельскохозяйственной продукции, рынок племенного животноводства, рынок жилищного строительства, являющиеся для республики приоритетными. Также вошли такие рынки, как рынок услуг дошкольного образования, рынок услуг детского отдыха и оздоровления, рынок услуг перевозок пассажиров и багажа и так далее. Вместо рынка «Высшее образование» добавлен рынок реализации сельскохозяйственной продукции.
Местными администрациями муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики в рамках выполнения мероприятий Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации до конца 2019 года утверждены (актуализированы) муниципальные планы мероприятий («дорожные карты») по содействию развитию конкуренции на подведомственной территории в связи с принятием Стандарта развития конкуренции в новой редакции и изменением методик расчета ключевых показателей развития конкуренции.
Информация о достижении целевых значений ключевых показателей, установленных в Плане мероприятий («дорожной карте») Кабардино-Балкарской Республики на 2019 год.
Опрос предпринимателей и потребителей о состоянии конкурентной среды в Кабардино-Балкарской Республике
Мониторинг является ключевым элементом реализации Стандарта развития конкуренции и представляет собой масштабное исследование, включающее в себя несколько направлений (исследование административных барьеров, проблему естественных монополий, удовлетворенность качеством товаров и услуг и т.д.).
Мониторинг включает в себя:
Источниками информации являются статистические данные, информация, полученная от исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, от научных и высших учебных заведений республики, а также результаты опросов субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг.
Основные проблемы функционирования товарных рынков Кабардино-Балкарской Республики выявляются по результатам мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности, а также мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на рынках республики.
Одним из ключевых показателей выполнения «Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы», утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» является снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти до 2020 года не менее чем в 2 раза.
В целях реализации этого ключевого показателя даны следующие поручения:
Правительству Российской Федерации:
принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:
принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органам местного самоуправления рекомендовано:
активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях;
обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.
Основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, которыми необходимо руководствоваться при внедрении антимонопольного комплаенса:
открытость антимонопольной политики;
ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;
измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции.
Цели антимонопольного комплаенса:
обеспечение соответствия деятельности органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти.
Задачи антимонопольного комплаенса:
выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
контроль за соответствием деятельности органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
оценка эффективности функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.
Принципы антимонопольного комплаенса:
заинтересованность руководства органа исполнительной власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
обеспечение информационной открытости функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса;
непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти;
совершенствование антимонопольного комплаенса.