Доклад об оценке эффективности налоговых льгот (пониженных ставок), предоставленных Кабардино-Балкарской Республикой  в 2017 году

Оценка эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставленных Кабардино-Балкарской Республикой в 2017 году субъектам налогообложения проведена в соответствии с проектом постановления Правительства Российской Федерации «Об общих требованиях к оценке налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» одобренном на заседании Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.

Указанным документом определяются общие требования к порядку и критериям оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской федерации.

По результатам оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) определяется степень целесообразности их дальнейшего применения.

В соответствии с указанными требованиями проведена оценка налоговых льгот (пониженных налоговых ставок) по трем налогам, по которым законодательством Кабардино-Балкарской Республики предоставляются налоговые льготы или пониженные ставки налогообложения.

Учитывая, что целевая категория налоговых льгот, действующих на территории республики, имеет стимулирующий характер, проведена оценка их совокупного бюджетного эффекта.  Оценка проводится за пятилетний период. Льгота считается эффективной в случае положительного бюджетного эффекта.

Расчет совокупного бюджетного эффекта налоговых льгот, предоставленных в 2017 году, проведен по сведениям Управления ФНС РФ по Кабардино-Балкарской Республике.

В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от                    27 ноября 2003 года № 102-РЗ «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога освобождаются организации в отношении законсервированных основных средств и объектов мобилизационного назначения и мобилизационного резерва, не используемых в производстве. Согласно проведенным расчетам совокупный бюджетный эффект по налогу на имущество организаций в 2017 году имеет отрицательное значение в сумме 19 млн. рублей. Однако, учитывая направленность данной льготы в основном на предприятия оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, считаем необходимым сохранение действующей льготы по налогу на имущества организаций указанной категории налогоплательщиков.

В Кабардино-Балкарской Республике с 2017 года нет действующих инвестиционных соглашений, заключенных в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2010 года № 57-РЗ                              «О предоставлении льготы по налогу на имущество организаций и понижении ставки налога на прибыль организаций субъектам инвестиционной    деятельности в Кабардино-Балкарской Республике». В связи с тем, что указанный закон направлен на привлечение и эффективное использование                             инвестиций в экономике Кабардино-Балкарской Республики, упразднение льготы субъектам инвестиционной деятельности считаем нецелесообразным.

Законом Кабардино-Балкарской Республики от 28 ноября 2011 года              № 83-РЗ «О транспортном налоге», льготы предоставляются социально незащищенным гражданам, а также организациям, использующим транспорт для нужд скорой и неотложной медицинской помощи; общественным организациям инвалидов, использующим транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности. Кроме того, установлена нулевая ставка по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, с года выпуска которых прошло более 10 лет, а также поправочные коэффициенты в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства. Совокупный бюджетный эффект по транспортному налогу в 2017 году составил 23,6 млн. рублей. Социальная направленность указанных льгот по транспортному налогу обуславливает необходимость их дальнейшего использования.

В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 2009 года № 22-РЗ «О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения на территории Кабардино-Балкарской Республики» установлены пониженные налоговые ставки для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Совокупный бюджетный эффект по единому налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, в 2017 году имеет отрицательное значение (139,8 млн. рублей). Вместе с тем, учитывая необходимость поддержки малого и среднего бизнеса, как основного сегмента экономики республики, упразднение указанных льгот считаем нецелесообразным.

В целях обеспечения положительного бюджетного эффекта в 2018 году и последующие годы Законом Кабардино-Балкарской Республики от 24 ноября 2017 года № 44-РЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения», утверждена повышенная налоговая ставка налогоплательщикам, выбравшим в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, снижены параметры выручки от реализации продукции и среднесписочной численности работников.

С 1 января 2019 года вступает в силу Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 июля 2018 года № 20-РЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения», утвердивший очередное повышение налоговых ставок для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

С 2017 года действует Закон Кабардино-Балкарской Республики от               15 ноября 2016 года № 49-РЗ «Об установлении налоговой ставки в размере            0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Кабардино-Балкарской Республики», разработанный в целях снижения фискальной нагрузки на бизнес, а также создания благоприятных условий для «стартующего бизнеса», роста уровня предпринимательской активности населения республики. Закон имеет ограниченный срок действия – до 1 января 2021 года. В истекшем году «налоговыми каникулами» воспользовались 3 налогоплательщика при применении упрощенной системы налогообложения, 4 налогоплательщика при применении патентной системы налогообложения, сумма налоговой льготы составила 594 тыс. рублей.

Следует отметить, что согласно пункту 6 Порядка оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2011 года          № 462-ПП, оценка не осуществляется в отношении физических лиц. Вместе с тем, учитывая необходимость выполнения требования Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Кабардино-Балкарской Республики, проведена оценка эффективности налоговых льгот, предоставленных органами местного самоуправления по налогу на имущество физических лиц. Проведенный анализ, основанный на приросте налога на имущество физических лиц в 2017 году и оценочного показателя объема налоговых льгот Министерства финансов КБР, свидетельствует о низкой эффективности указанного налога в истекшем году. Так, в 2017 году поступление налога на имущество физических лиц лишь на        1,9 млн. рублей превысило аналогичный показатель предыдущего года, сумма налоговой льготы составила 14 млн. рублей.